Личная концепция зла, отношения с Супер-Эго и устойчивость к травме


"Из всех ненавистных возможностей больше всего страха и неприятия пробуждает развитие и созревание."
У.Бион


Photo by Pat Kay on Unsplash

Что самое основное, что требуется в работе с человеком, пережившим травму? И что требуется от всех нас при столкновении со злом? Почему кто-то, сталкиваясь со злом, травмируется, а кто-то не то чтобы? Почему кто-то, сталкиваясь с психопатом в другом, разваливается на части или становится захвачен ненавистью, желанием мести и убийства, или становится сам психопатом (зачастую не подозревая об этом), а кто-то нет?


Все сводится к тому, какая у нас концепция зла, которая в свою очередь, основана на строении внутреннего психического функционирования. Работая с человеком, пережившим травму, именно это мы должны ему помочь осознать.

Я приведу пример трех категорий, но с оговоркой, что это очень сильное упрощение и обобщение, в реальности, каждая категория полна вариациями и каждый человек, может найти в себе в разное время проявления всех трех категорий.

Что самое основное, что требуется в работе с человеком, пережившим травму? И что требуется от всех нас при столкновении со злом? Почему кто-то, сталкиваясь со злом, травмируется, а кто-то не то чтобы? Почему кто-то, сталкиваясь с психопатом в другом, разваливается на части или становится захвачен ненавистью, желанием мести и убийства, или становится сам психопатом (зачастую не подозревая об этом), а кто-то нет?

Все сводится к тому, какая у нас концепция зла, которая в свою очередь, основана на строении внутреннего психического функционирования. Работая с человеком, пережившим травму, именно это мы должны ему помочь осознать.

Я приведу пример трех категорий, но с оговоркой, что это очень сильное упрощение и обобщение, в реальности, каждая категория полна вариациями и каждый человек, может найти в себе в разное время проявления всех трех категорий.




Категория 1. Более шизоидный вариант. “Зла во мне нет, мир и другие со мной в слиянии, значит и там зла нет.” “Я буду хорошим и ничего плохого со мной не случится, мир - отражение меня”.
Изначально (конституционно+вследствие воспитания), человек вытесняет в Тень все свои агрессивные импульсы из страха разрушить слабого Другого. Изначальная травма произошла довольно рано и таким образом, что вызвала довольно сильное расщепление - зло и добро вообще не соприкасаются. Такой человек оказывается наивным и самым неподготовленным, считая, что чем более он будет хорошим, не угрожающим и несущим добро, тем лучше к нему будут относится другие и мир. Часто становится жертвой и больше всего травмируется от столкновения со злонамеренностью других по отношению к хорошему себе. Травма происходит именно из-за того, что человек, не имея контакта со злом в себе, живя с представлением, что он творит этот мир, не может распознать зло в другом, пока не становится поздно, а встречаясь со злом, шокируется и не имеет ничего, чем можно ответить. Далее человек либо еще больше уходит в расщепление и иллюзорный мир, либо становится захваченным вырвавшимся из Тени, неуправляемым злом - жаждой праведной мести, ненавистью и желанием убивать. Так, самые тихие жертвы становятся самыми беспощадными убийцами.

Здесь путь развития в том, что если и когда удалось обнаружить свою Тень, необходимо не срочно ее подавлять обратно, а интегрировать ее - то есть признать наличие зла в себе и приручить монстра, поставить его на службу Эго и моральному принципу.


Mariusz Lewandowski



Категория 1. Более шизоидный вариант. “Зла во мне нет, мир и другие со мной в слиянии, значит и там зла нет.” “Я буду хорошим и ничего плохого со мной не случится, мир - отражение меня”.
Изначально (конституционно+вследствие воспитания), человек вытесняет в Тень все свои агрессивные импульсы из страха разрушить слабого Другого. Изначальная травма произошла довольно рано и таким образом, что вызвала довольно сильное расщепление - зло и добро вообще не соприкасаются. Такой человек оказывается наивным и самым неподготовленным, считая, что чем более он будет хорошим, не угрожающим и несущим добро, тем лучше к нему будут относится другие и мир. Часто становится жертвой и больше всего травмируется от столкновения со злонамеренностью других по отношению к хорошему себе. Травма происходит именно из-за того, что человек, не имея контакта со злом в себе, живя с представлением, что он творит этот мир, не может распознать зло в другом, пока не становится поздно, а встречаясь со злом, шокируется и не имеет ничего, чем можно ответить. Далее человек либо еще больше уходит в расщепление и иллюзорный мир, либо становится захваченным вырвавшимся из Тени, неуправляемым злом - жаждой праведной мести, ненавистью и желанием убивать. Так, самые тихие жертвы становятся самыми беспощадными убийцами.

Здесь путь развития в том, что если и когда удалось обнаружить свою Тень, необходимо не срочно ее подавлять обратно, а интегрировать ее - то есть признать наличие зла в себе и приручить монстра, поставить его на службу Эго и моральному принципу.

Mariusz Lewandowski

Категория 2. Более пограничный вариант и отчасти невротичный. “Зло и в других и во мне, выживает сильнейший и тот, кто сумел подчиниться”.

Изначальная конституционная предрасположенность и воспитание способствовали тому, что агрессии было много и нужно было или подчиниться злу или стать психопатом. Зло и Добро здесь соприкасаются и взаимодействуют в садо-мазохистических переплетениях.
Чем больше зло легализовано - тем более садистическим является Супер-Эго - наш внутренний надзиратель, который отличается в таком случае беспощадностью, карательностью и крайне жесткими требованиями. Эта инстанция здесь следует букве закона, а не его духу – всегда.
Причем, не важно, что этот надзиратель требует от нас – быть самым сильным и крутым или безупречным, любящим и добрым, однако то, как он нас (и других) истязает за отступление от идеала, безошибочно выявляет его природу. Человек, чье психическое функционирование резко понижается, когда он разочаровывает себя или других, иногда даже не подозревает, что его депрессия, мания или разрушительное поведение, направленное на себя и/или других, вызвано атаками его Супер-Эго на его Эго. Такие люди бессознательно или сознательно зачарованы жестокостью, сходятся с садистическими или мазохистическими партнерами, а в диктаторах и их действиях видят “суровую заботу о благе нерадивых подопечных”, с удовольствием и облегчением отдают им всю ответственность или с ощущением полного права и избранности присваивают себе всю власть и весь контроль. Очень сложно бывает разорвать эту зависимость, так как человек искренне верит, что без такого сурового надзора и пинков, он (или другой) вообще ничего не сможет. Но именно поэтому такие люди гораздо легче переносят столкновение со злом и гораздо меньше травмируются. Те, от кого такое Супер-Эго требует быть самым сильным и крутым, ощущают подъем и оживление в ситуациях межличностных драм/драк или социальных потрясений. Те, от кого садистическое Супер-Эго требует быть безупречно хорошим/добрым/правильным также не травмируются, потому что им очень знакома ситуация жестокого нападения внутреннего верховного карателя на любое несоответствие идеалу. Человек тут не наивная жертва как из первого примера, а нерадивое дитя, которое считает наказание и принуждение неизбежными, справедливыми и полезными.

Развитие тут в том, чтобы понизить в должности и перевоспитать Супер-Эго, противопоставив ему ценность перспективы следования духу закона, а не его букве, то есть обнаруживая мораль и человечность, великодушную любовь. Здоровая верховная инстанция (будь то моральный принцип Эго или здоровое Супер-Эго) отличается от садистического именно великодушием - вы имеете право оступаться, блуждать, искать, ходить кругами, вас за это не беспощадно третируют, а с любовью и терпением наблюдают, периодически напоминая о важности моральных принципов, просвещая о последствиях и прививая чувство ответственности. Нельзя тут путать с отсутствием всякого закона и тотальным потаканием собственным слабостям. Это случай недоразвитого или отсутствующего Супер-Эго. Устойчивый моральный компас внутри крайне важен, но он не должен быть карающим и беспощадным.

Категория 3. Более здоровый вариант и отчасти невротичный.
“Зло и в других и во мне, но мое внутреннее зло подчинено моему моральному принципу.”

По сути, тут изначально, опять же - конституционально и в следствии воспитания, есть умеренное проявление агрессивной части, которая никуда не отщепляется, не подавляется, никому не передается, она, о чудо (или - о, длительная работа над собой), постепенно моделируется и интегрируется в структуру человека, делая его объемным и укорененным в реальности, давая здоровое и реалистичное видение мира, себя и других, понимание, когда и где агрессия допустима и нужна, в каком виде и в какой мере, а когда нет. Реальное столкновение со злонамеренностью не так травмирует, потому что ничего сокрушительно нового человек не узнает - зло есть повсюду, и вовне и внутри меня, просто я умею/научился не подавлять его и не подчиняться ему, а подчинять его своему моральному закону внутри, а кто-то не умеет и не научился. Я понимаю и помню, что Бронепоезд Зла может в любой момент ворваться в мою судьбу и полностью ее изменить - да, есть что-то гораздо сильнее меня, я это признаю, я не творю реальность, она существует сама по себе. Агрессивные импульсы во мне в ответ на причиненное мне зло могут еще как развернуться - должны развернуться, это самый нормальный ответ на зло. Однако я ими не захвачен, я их осознаю и могу выбирать как поступать.


Хорошо. Это все, надеюсь, было интересным, но если конкретнее, что происходит с людьми, которые считают себя правыми защищаться не на жизнь, а на смерть против того, кто пришел стереть их идентичность? Ведь это довольно таки здраво защищать свою идентичность, целостность, границы. Так ведь считают и на этой стороне, и на той. В чем разница? Разница, как мне кажется, только в том, следуем ли мы моральному закону внутри или подчиняемся Супер-Эго, которое и не спрашивало нашего мнения, который лучше знает, что для нас нужно, что плохо, откуда опасность, как нам развиваться, какие у нас должны быть границы, какая идентичность и какие ценности. Не мы решили, наше Супер-Эго решило и подчинило нас силой и укатыванием своему решению. Вот и вся разница. Именно Эго, понизив в должности садистическое Супер-Эго, побродив и пошатавшись, должно определить для себя свою идентичность, соотнестись с принципом реальности, соотнестись с моральным законом внутри себя и с человечностью, сделать СВОИ выборы и нести ответственность. Те, кто говорят “без сурового Супер-Эго наша идентичность будет потеряна”, не понимает, что нет даже шанса на обретение реальной идентичности без мучительных потерь себя, поисков и становления. Именно смеренное мазохистичное эго, вверяющее свою судьбу садистичному Супер-Эго, не имеет никакого шанса на идентичность. Индивидуация никогда не происходит под контролем беспощадного, диктующего условия Супер-Эго.


Вы, как родитель, также как и президент, можете сколько угодно верить, что несете высшее благо своему глупому чаду, но все, что вы на самом деле в праве делать, это в короткий срок своего “правления” продемонстрировать свое видение путей развития, в теории и на практике показать, что вы имеете в виду, при этом сохраняя доступ к и помогая рассматривать как можно больше других вариантов, а также добровольно отойти в сторону по окончанию срока правления и выдержать то, что у вашего чада или народа будет период своих собственных поисков и он может выбрать совершенно чуждое вам направление развития. Если вы не позволите ему это сделать, вы станете тираном, перекрывающим своему ребенку любые возможности для самоопределения.





Категория 2. Более пограничный вариант и отчасти невротичный. “Зло и в других и во мне, выживает сильнейший и тот, кто сумел подчиниться”.

Изначальная конституционная предрасположенность и воспитание способствовали тому, что агрессии было много и нужно было или подчиниться злу или стать психопатом. Зло и Добро здесь соприкасаются и взаимодействуют в садо-мазохистических переплетениях.
Чем больше зло легализовано - тем более садистическим является Супер-Эго - наш внутренний надзиратель, который отличается в таком случае беспощадностью, карательностью и крайне жесткими требованиями. Эта инстанция здесь следует букве закона, а не его духу - всегда.
Причем, не важно, что этот надзиратель требует от нас - быть самым сильным и крутым или безупречным, любящим и добрым, однако то, как он нас (и других) истязает за отступление от идеала, безошибочно выявляет его природу. Человек, чье психическое функционирование резко понижается, когда он разочаровывает себя или других, иногда даже не подозревает, что его депрессия, мания или разрушительное поведение, направленное на себя и/или других, вызвано атаками его Супер-Эго на его Эго. Такие люди бессознательно или сознательно зачарованы жестокостью, сходятся с садистическими или мазохистическими партнерами, а в диктаторах и их действиях видят “суровую заботу о благе нерадивых подопечных”, с удовольствием и облегчением отдают им всю ответственность или с ощущением полного права и избранности присваивают себе всю власть и весь контроль. Очень сложно бывает разорвать эту зависимость, так как человек искренне верит, что без такого сурового надзора и пинков, он (или другой) вообще ничего не сможет. Но именно поэтому такие люди гораздо легче переносят столкновение со злом и гораздо меньше травмируются. Те, от кого такое Супер-Эго требует быть самым сильным и крутым, ощущают подъем и оживление в ситуациях межличностных драм/драк или социальных потрясений. Те, от кого садистическое Супер-Эго требует быть безупречно хорошим/добрым/правильным также не травмируются, потому что им очень знакома ситуация жестокого нападения внутреннего верховного карателя на любое несоответствие идеалу. Человек тут не наивная жертва как из первого примера, а нерадивое дитя, которое считает наказание и принуждение неизбежными, справедливыми и полезными.

Развитие тут в том, чтобы понизить в должности и перевоспитать Супер-Эго, противопоставив ему ценность перспективы следования духу закона, а не его букве, то есть обнаруживая мораль и человечность, великодушную любовь. Здоровая верховная инстанция (будь то моральный принцип Эго или здоровое Супер-Эго) отличается от садистического именно великодушием - вы имеете право оступаться, блуждать, искать, ходить кругами, вас за это не беспощадно третируют, а с любовью и терпением наблюдают, периодически напоминая о важности моральных принципов, просвещая о последствиях и прививая чувство ответственности. Нельзя тут путать с отсутствием всякого закона и тотальным потаканием собственным слабостям. Это случай недоразвитого или отсутствующего Супер-Эго. Устойчивый моральный компас внутри крайне важен, но он не должен быть карающим и беспощадным.

Категория 3. Более здоровый вариант и отчасти невротичный.
“Зло и в других и во мне, но мое внутреннее зло подчинено моему моральному принципу.”

По сути, тут изначально, опять же - конституционально и в следствии воспитания, есть умеренное проявление агрессивной части, которая никуда не отщепляется, не подавляется, никому не передается, она, о чудо (или - о, длительная работа над собой), постепенно моделируется и интегрируется в структуру человека, делая его объемным и укорененным в реальности, давая здоровое и реалистичное видение мира, себя и других, понимание, когда и где агрессия допустима и нужна, в каком виде и в какой мере, а когда нет. Реальное столкновение со злонамеренностью не так травмирует, потому что ничего сокрушительно нового человек не узнает - зло есть повсюду, и вовне и внутри меня, просто я умею/научился не подавлять его и не подчиняться ему, а подчинять его своему моральному закону внутри, а кто-то не умеет и не научился. Я понимаю и помню, что Бронепоезд Зла может в любой момент ворваться в мою судьбу и полностью ее изменить - да, есть что-то гораздо сильнее меня, я это признаю, я не творю реальность, она существует сама по себе. Агрессивные импульсы во мне в ответ на причиненное мне зло могут еще как развернуться - должны развернуться, это самый нормальный ответ на зло. Однако я ими не захвачен, я их осознаю и могу выбирать как поступать.


Хорошо. Это все, надеюсь, было интересным, но если конкретнее, что происходит с людьми, которые считают себя правыми защищаться не на жизнь, а на смерть против того, кто пришел стереть их идентичность? Ведь это довольно таки здраво защищать свою идентичность, целостность, границы. Так ведь считают и на этой стороне, и на той. В чем разница? Разница, как мне кажется, только в том, следуем ли мы моральному закону внутри или подчиняемся Супер-Эго, которое и не спрашивало нашего мнения, который лучше знает, что для нас нужно, что плохо, откуда опасность, как нам развиваться, какие у нас должны быть границы, какая идентичность и какие ценности. Не мы решили, наше Супер-Эго решило и подчинило нас силой и укатыванием своему решению. Вот и вся разница. Именно Эго, понизив в должности садистическое Супер-Эго, побродив и пошатавшись, должно определить для себя свою идентичность, соотнестись с принципом реальности, соотнестись с моральным законом внутри себя и с человечностью, сделать СВОИ выборы и нести ответственность. Те, кто говорят “без сурового Супер-Эго наша идентичность будет потеряна”, не понимает, что нет даже шанса на обретение реальной идентичности без мучительных потерь себя, поисков и становления. Именно смеренное мазохистичное эго, вверяющее свою судьбу садистичному Супер-Эго, не имеет никакого шанса на идентичность. Индивидуация никогда не происходит под контролем беспощадного, диктующего условия Супер-Эго.


Вы, как родитель, также как и президент, можете сколько угодно верить, что несете высшее благо своему глупому чаду, но все, что вы на самом деле в праве делать, это в короткий срок своего “правления” продемонстрировать свое видение путей развития, в теории и на практике показать, что вы имеете в виду, при этом сохраняя доступ к и помогая рассматривать как можно больше других вариантов, а также добровольно отойти в сторону по окончанию срока правления и выдержать то, что у вашего чада или народа будет период своих собственных поисков и он может выбрать совершенно чуждое вам направление развития. Если вы не позволите ему это сделать, вы станете тираном, перекрывающим своему ребенку любые возможности для самоопределения.

Автор Нора Жанэ