Удерживание оппозиций и любовь


Понятным языком о параноидно-шизоидной и депрессивной позиции



Photo by Daniele Levis Pelusi on Unsplash
"Удушение чувств любви и интенсификация ненависти менее болезненно, чем выносить вину, порождаемую сочетанием любви, ненависти и зависти".

Мелани Кляйн
"Удушение чувств любви и интенсификация ненависти менее болезненно, чем выносить вину, порождаемую сочетанием любви, ненависти и зависти".

Мелани Кляйн
По сути, психическое здоровье напрямую есть следствие свободы и пластичности, с которой человек может перемещаться по всем существующим оппозициям в нашем дуальном мире.

По многим причинам мы зачастую вырастаем с убеждением, что неправильно испытывать одновременно любовь, ненависть и много других чувств по отношению к одному и тому же человеку, явлению, событию. Из-за этого “неправильно” у нас не вырабатывается способность выносить эти переливы и сочетания - нас может затапливать чувство вины. Нам кажется, что нужно либо любить, либо ненавидеть, но никогда И любить И ненавидеть одновременно, и мы пытаемся выбрать что-то одно.


По сути, психическое здоровье напрямую есть следствие свободы и пластичности, с которой человек может перемещаться по всем существующим оппозициям в нашем дуальном мире.

По многим причинам мы зачастую вырастаем с убеждением, что неправильно испытывать одновременно любовь, ненависть и много других чувств по отношению к одному и тому же человеку, явлению, событию. Из-за этого “неправильно” у нас не вырабатывается способность выносить эти переливы и сочетания - нас может затапливать чувство вины. Нам кажется, что нужно либо любить, либо ненавидеть, но никогда И любить И ненавидеть одновременно, и мы пытаемся выбрать что-то одно.


Однако, из-за совершенно невероятно сложносоставных событий и людей, которые мы встречаем, мы постоянно обнаруживаем, что “только любить” очень сложно и “неблагодарно” - в ответ мы никак не получаем того же самого и чувствуем себя одинокими и непонятыми.
Но выбраться из мазохистичного, жертвенного паттерна не можем - так как не умеем чувствовать ненависть и не можем себе позволить преодолеть запрет на агрессию в чувствах, мыслях и даже действиях.

Некоторые из нас выбирают наоборот “только ненавидеть” - отталкивать, отказываться и разрушать снова и снова, хотя такая стратегия, ровно так же как и стратегия “только любить”, приводит к чувству непонятости, изоляции и одиночества. Но выбраться из паттерна агрессора ровно также сложно из-за очень крепкого запрета на чувство любви, зависимости и уязвимости, который не позволяет чувствовать и выражать в действиях благодарность, нежность, привязанность.

Некоторые раскачиваются от одного к другому - сегодня “только любят”, завтра “только ненавидят”. Они, я считаю, несколько дальше продвинулись чем первые две группы, потому что хотя бы “путешествуют” и “знают” эти полюса, не сидят ригидно в одном полюсе, совершенно не мысля, что в них существует другой.

Hilma af Klint
Однако, из-за совершенно невероятно сложносоставных событий и людей, которые мы встречаем, мы постоянно обнаруживаем, что “только любить” очень сложно и “неблагодарно” - в ответ мы никак не получаем того же самого и чувствуем себя одинокими и непонятыми. Но выбраться из мазохистичного, жертвенного паттерна не можем - так как не умеем чувствовать ненависть и не можем себе позволить преодолеть запрет на агрессию в чувствах, мыслях и даже действиях.

Некоторые из нас выбирают наоборот “только ненавидеть” - отталкивать, отказываться и разрушать снова и снова, хотя такая стратегия, ровно так же как и стратегия “только любить”, приводит к чувству непонятости, изоляции и одиночества. Но выбраться из паттерна агрессора ровно также сложно из-за очень крепкого запрета на чувство любви, зависимости и уязвимости, который не позволяет чувствовать и выражать в действиях благодарность, нежность, привязанность.

Некоторые раскачиваются от одного к другому - сегодня “только любят”, завтра “только ненавидят”. Они, я считаю, несколько дальше продвинулись чем первые две группы, потому что хотя бы “путешествуют” и “знают” эти полюса, не сидят ригидно в одном полюсе, совершенно не мысля, что в них существует другой.

Hilma af Klint

Преодолевать это расщепление может оказаться очень сложно. Иногда требуются года и года терапии для высвобождения запретов и попытки удерживать полярности одновременно к одному объекту привязанности без ощущения чрезмерного чувства вины. Таким объектом зачастую выступает именно терапевт - поэтому говорят, что терапия не была полноценной, если не пройдены все возможные полюса всех возможных чувств - и любви-ненависти, и зависти-благодарности, и соперничества-сотрудничества , и слияния-сепарации, и деструктивности-созидания, и многих других, а также объединения их всех в свободной циркуляции.

Вне терапии можно пытаться замечать в себе крайность, в момент ее актуализации и задаваться вопросом о противоположности - искать ее, пытаться возродить, вытащить из тумана и продемонстрировать.

На энергетическо-психическом уровне это ощущается как расширение.

В визуализации можно представлять полюса, находить образно второй и пытаться переместиться в центр, удерживая во внимании оба полюса одновременно, переживая одновременно и то и другое.


Преодолевать это расщепление может оказаться очень сложно. Иногда требуются года и года терапии для высвобождения запретов и попытки удерживать полярности одновременно к одному объекту привязанности без ощущения чрезмерного чувства вины. Таким объектом зачастую выступает именно терапевт - поэтому говорят, что терапия не была полноценной, если не пройдены все возможные полюса всех возможных чувств - и любви-ненависти, и зависти-благодарности, и соперничества-сотрудничества , и слияния-сепарации, и деструктивности-созидания, и многих других, а также объединения их всех в свободной циркуляции.

Вне терапии можно пытаться замечать в себе крайность, в момент ее актуализации и задаваться вопросом о противоположности - искать ее, пытаться возродить, вытащить из тумана и продемонстрировать.

На энергетическо-психическом уровне это ощущается как расширение.

В визуализации можно представлять полюса, находить образно второй и пытаться переместиться в центр, удерживая во внимании оба полюса одновременно, переживая одновременно и то и другое.

Автор Нора Жанэ