ГЛОССАРИЙ ЮНГИАНСКИХ ТЕРМИНОВ

автор - Мария-Луиза фон Франц
Анима (Anima) (лат. «душа») - бессознательная женская часть личности мужчины. В сновидениях Анима воплощается в образе женщин. Спектр персонажей очень широк - от проститутки и соблазнительницы до духовной путеводительницы (Премудрости). Анима несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской Анимы отражается на отношении мужчины к женщине. Иденти­фикация с Анимой может проявляться в подверженнос­ти перепадам настроения, в изнеженности и чрезмерной чувствительности. Юнг называл Аниму архетипом самой жизни

Анимус (Animus) (лат. «дух») - бессознательная мужская часть личности женщины. Он подчиняется закону Логоса. Идентификация с Анимусом проявляется у женщины в жесткости, стремлении отстаивать свою точку зрения и склонности к аргументации. Говоря о позитивной сторо­ не Анимуса, можно представить его как внутреннего мужчину, который, подобно мосту, соединяет Эго жен­ щины с творческими ресурсами ее бессознательного.

Архетипы (Archétypes)- понятие, которое трудно представить конкретно, но их воздействие проявляется в сознании в качестве архетипических образов и идей. Это универ­ сальные паттерны или мотивы, которые всплывают из коллективного бессознательного и являются основой ре­лигий, мифов, легенд и сказок. В психике человека они возникают в снах и видениях.

Ассоциация (Association) - спонтанный поток сцепленных меж­ ду собой мыслей и образов, имеющих отношение к опре­деленной идее, обусловленной сетью бессознательных связей.

Комплекс (Complex) - эмоционально заряженная совокупность идей и образов. В «центре» комплекса находится архетип или архетипический образ.

Констелляция (Constellation) - о констелляции (возбуждении, активном состоянии) комплекса свидетельствует силь­ная эмоциональная реакция на человека или ситуацию.

Эго (Ego) - центральный комплекс, существующий в поле созна­ния. Сильное Эго может объективно относиться к воз­ бужденному содержанию бессознательного (т.е. к другим комплексам), а не идентифицироваться с ними, впадая в состояние одержимости.

Чувство (Feeling) - одна из четырех психических функций. Это рациональная функция, с помощью которой человек оце­нивает отношения и ситуации. Чувство следует отличать от эмоций, возникающих при наличии возбужденного комплекса.

Индивидуация (Individuation) - осознание человеком своей ре­ альной психологической уникальности, включающее в себя как его возможности, так и ограничения. Индивиду­ ация приводит к тому, что регулирующим центром пси­хики становится Самость.

Инфляция (Inflation) - состояние человека, которое характеризу­ется далеким от реального, завышенным или занижен­ным (негативная инфляция) ощущением идентичности. Наличие инфляции свидетельствует о регрессии созна­ния в бессознательное, что обычно происходит, если Эго вбирает в себя слишком много бессознательного матери­ ала и теряет способность к его различению.

Интуиция (Intuition) - одна из четырех психических функций. Это иррациональная функция, помогающая увидеть воз­можности, скрытые в настоящем. В отличие от ощуще­ния (sensation - функции, связанной с восприятием су­ществующей реальности опосредованно через органы чувств), через интуицию реальность воспринимается бессознательно, т.е. через проблески инсайтов неизвест­ного происхождения.

Мистическая сопричастность (Participation mistique) - понятие, введенное антропологом Леви-Брюлем, обозначающее примитивные психологические связи, приводящие к сильному бессознательному единению с объектами или
между людьми

Персона (Persona) (лат. «маска актера») - социальная роль чело­ века, обусловленная его воспитанием и общественными ожиданиями. Сильное Эго устанавливает связи с вне­ шним миром при посредстве меняющейся Персоны. Идентификация с конкретной Персоной (врач, школь­ник, артист и т.п.) тормозит психологическое развитие личности

Проекция (Projection) - процесс, в котором качество или харак­ терное свойство субъекта воспринимается и переживает­ ся им как качество или свойство внешнего объекта или другого субъекта. Проекция Анимы или Анимуса на женщину или мужчину переживается как состояние влюбленности. Фрустрированные ожидания указывают человеку на необходимость возвращения проекций, что­ бы устанавливать отношения с реально существующими
людьми

Вечный юноша (лат. Puer aeternus) говорит об определенном типе мужчины с характерной, слишком затянувшейся подростковой психологией, которая связана прежде все­ го с сильной бессознательной привязанностью к матери (реальной или символической). Позитивными чертами мужчин такого типа являются спонтанность и способ­ ность к изменению. Его женская противоположность (puella) - «вечная девушка» имеет соответствующую привязанность к отцовскому комплексу.

Самость (Self) - архетип целостности и регулирующий центр личности. Он переживается как трансцендентная Эго трансперсональная энергия и т.п., как Бог.

Старик (лат. Senex) свидетельствует о привязанности к установ­кам, соответствующим более старшему возрасту. Нега­тивные стороны проявляются в виде цинизма, жесткос­ти и чрезмерного консерватизма. Позитивными чертами являются ответственность, признание субординации и самодисциплина. Хорошо сбалансированной личности соответствует весь спектр деятельности, адекватной в рамках существующих полюсов puer - senex.

Тень (Shadow) - часть личного бессознательного, характеризую­ щаяся как позитивными, так и негативными чертами и установками; сознание Эго имеет тенденцию к отверже­нию или игнорированию этой части. В сновидениях Тень символизируют образы людей того же пола, что и сам сновидец. Сознательная ассимиляция Тени человеком приводит к возрастанию его психоэнергетических воз­можностей.

Символ (Symbol) - максимально возможное выражение некой малоизвестной сущности.
Символическое мышление не­ линейно, имеет отношение к правому полушарию и ком­ плементарно линейному логическому мышлению, отно­сящемуся к левому полушарию.

Tertium non datur - исцеляющее третье, которое возникает из бес­сознательного (в виде символа или новой установки) в результате напряжения, существовавшего между конф­ликтующими противоположностями.

Трансцендентная функция (Transcendent function) - примиряю­щий «третий», возникающий из бессознательного (в виде символа или новой установки) после того, как кон­фликтующие противоположности были сознательно дифференцированы и между ними сохранилось определенное напряжение.

Перенос и контрперенос (Transference and Countertransference) - особые разновидности проекций, которые обычно ис­пользуются для описания бессознательных эмоциональ­ных связей, возникающих в аналитических или терапев­тических отношениях между аналитиком и пациентом.

Уроборос (Uroboros) - мифический змей или дракон, заглаты­вающий свой собственный хвост. Он является симво­лом индивидуации как самодостаточного циклического процесса, а также символом нарциссического самопо­глощения.


Анима (Anima) (лат. «душа») - бессознательная женская часть личности мужчины. В сновидениях Анима воплощается в образе женщин. Спектр персонажей очень широк - от проститутки и соблазнительницы до духовной путеводительницы (Премудрости). Анима несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской Анимы отражается на отношении мужчины к женщине. Иденти­фикация с Анимой может проявляться в подверженнос­ти перепадам настроения, в изнеженности и чрезмерной чувствительности. Юнг называл Аниму архетипом самой жизни

Анимус (Animus) (лат. «дух») - бессознательная мужская часть личности женщины. Он подчиняется закону Логоса. Идентификация с Анимусом проявляется у женщины в жесткости, стремлении отстаивать свою точку зрения и склонности к аргументации. Говоря о позитивной сторо­ не Анимуса, можно представить его как внутреннего мужчину, который, подобно мосту, соединяет Эго жен­ щины с творческими ресурсами ее бессознательного.

Архетипы (Archétypes)- понятие, которое трудно представить конкретно, но их воздействие проявляется в сознании в качестве архетипических образов и идей. Это универ­ сальные паттерны или мотивы, которые всплывают из коллективного бессознательного и являются основой ре­лигий, мифов, легенд и сказок. В психике человека они возникают в снах и видениях.

Ассоциация (Association) - спонтанный поток сцепленных меж­ ду собой мыслей и образов, имеющих отношение к опре­деленной идее, обусловленной сетью бессознательных связей.

Комплекс (Complex) - эмоционально заряженная совокупность идей и образов. В «центре» комплекса находится архетип или архетипический образ.

Констелляция (Constellation) - о констелляции (возбуждении, активном состоянии) комплекса свидетельствует силь­ная эмоциональная реакция на человека или ситуацию.

Эго (Ego) - центральный комплекс, существующий в поле созна­ния. Сильное Эго может объективно относиться к воз­ бужденному содержанию бессознательного (т.е. к другим комплексам), а не идентифицироваться с ними, впадая в состояние одержимости.

Чувство (Feeling) - одна из четырех психических функций. Это рациональная функция, с помощью которой человек оце­нивает отношения и ситуации. Чувство следует отличать от эмоций, возникающих при наличии возбужденного комплекса.

Индивидуация (Individuation) - осознание человеком своей ре­ альной психологической уникальности, включающее в себя как его возможности, так и ограничения. Индивиду­ ация приводит к тому, что регулирующим центром пси­хики становится Самость.

Инфляция (Inflation) - состояние человека, которое характеризу­ется далеким от реального, завышенным или занижен­ным (негативная инфляция) ощущением идентичности. Наличие инфляции свидетельствует о регрессии созна­ния в бессознательное, что обычно происходит, если Эго вбирает в себя слишком много бессознательного матери­ ала и теряет способность к его различению.

Интуиция (Intuition) - одна из четырех психических функций. Это иррациональная функция, помогающая увидеть воз­можности, скрытые в настоящем. В отличие от ощуще­ния (sensation - функции, связанной с восприятием су­ществующей реальности опосредованно через органы чувств), через интуицию реальность воспринимается бессознательно, т.е. через проблески инсайтов неизвест­ного происхождения.

Мистическая сопричастность (Participation mistique) - понятие, введенное антропологом Леви-Брюлем, обозначающее примитивные психологические связи, приводящие к сильному бессознательному единению с объектами или
между людьми

Персона (Persona) (лат. «маска актера») - социальная роль чело­ века, обусловленная его воспитанием и общественными ожиданиями. Сильное Эго устанавливает связи с вне­ шним миром при посредстве меняющейся Персоны. Идентификация с конкретной Персоной (врач, школь­ник, артист и т.п.) тормозит психологическое развитие личности

Проекция (Projection) - процесс, в котором качество или харак­ терное свойство субъекта воспринимается и переживает­ ся им как качество или свойство внешнего объекта или другого субъекта. Проекция Анимы или Анимуса на женщину или мужчину переживается как состояние влюбленности. Фрустрированные ожидания указывают человеку на необходимость возвращения проекций, что­ бы устанавливать отношения с реально существующими
людьми

Вечный юноша (лат. Puer aeternus) говорит об определенном типе мужчины с характерной, слишком затянувшейся подростковой психологией, которая связана прежде все­ го с сильной бессознательной привязанностью к матери (реальной или символической). Позитивными чертами мужчин такого типа являются спонтанность и способ­ ность к изменению. Его женская противоположность (puella) - «вечная девушка» имеет соответствующую привязанность к отцовскому комплексу.

Самость (Self) - архетип целостности и регулирующий центр личности. Он переживается как трансцендентная Эго трансперсональная энергия и т.п., как Бог.

Старик (лат. Senex) свидетельствует о привязанности к установ­кам, соответствующим более старшему возрасту. Нега­тивные стороны проявляются в виде цинизма, жесткос­ти и чрезмерного консерватизма. Позитивными чертами являются ответственность, признание субординации и самодисциплина. Хорошо сбалансированной личности соответствует весь спектр деятельности, адекватной в рамках существующих полюсов puer - senex.

Тень (Shadow) - часть личного бессознательного, характеризую­щаяся как позитивными, так и негативными чертами и установками; сознание Эго имеет тенденцию к отверже­нию или игнорированию этой части. В сновидениях Тень символизируют образы людей того же пола, что и сам сновидец. Сознательная ассимиляция Тени человеком приводит к возрастанию его психоэнергетических воз­можностей.

Символ (Symbol) - максимально возможное выражение некой малоизвестной сущности.
Символическое мышление не­ линейно, имеет отношение к правому полушарию и ком­плементарно линейному логическому мышлению, отно­сящемуся к левому полушарию.

Tertium non datur - исцеляющее третье, которое возникает из бес­сознательного (в виде символа или новой установки) в результате напряжения, существовавшего между конф­ликтующими противоположностями.

Трансцендентная функция (Transcendent function) - примиряю­щий «третий», возникающий из бессознательного (в виде символа или новой установки) после того, как кон­фликтующие противоположности были сознательно дифференцированы и между ними сохранилось опреде­ленное напряжение.

Перенос и контрперенос (Transference and Countertransference) - особые разновидности проекций, которые обычно ис­пользуются для описания бессознательных эмоциональ­ных связей, возникающих в аналитических или терапев­тических отношениях между аналитиком и пациентом.

Уроборос (Uroboros) - мифический змей или дракон, заглаты­вающий свой собственный хвост. Он является симво­лом индивидуации как самодостаточного циклического процесса, а также символом нарциссического самопо­глощения.