Если вы говорите сами с этой частью о том, что произошло - выскажите весь свой гнев и расстройство, но не унижайте и не убивайте эту часть.
Вот так нельзя: "Я ненавижу тебя, ты все разрушаешь, ты мерзкая пакость, как же я хочу чтобы тебя не было!".
Что нужно вместо этого: "Меня очень расстроило твое поведение. Я понимаю что иногда у тебя сильнейший импульс сделать_______ говорить_______испытывать________. Когда ты захватываешь меня полностью и делаешь что хочешь, нам в целом это приносит большой вред и только разрушает отношения/наше здоровье/рабочие перспективы. Ты согласна?" (дождаться ответа)
– Давай я буду чаще спрашивать, что с тобой происходит, что у тебя за состояния, чувства и эмоции, чаще сверятся с тобой и чаще с тобой говорить, а ты пообещаешь не захватывать меня полностью. Я смогу тебе помочь только если ты не будешь меня захватывать полностью. Как ты на это смотришь? (Дождаться ответа. Если там нет понимания, снова объяснять как не возможно получить то, что она хочет теми способами, к которым она прибегает.)
Бывают сложные случаи, когда не сразу понятно, что же эта часть хочет получить, потому что ее поведение просто деструктивно. Нужно терпение и время, чтобы разобраться.
Например: эта часть, полна презрения и ненависти к состоянию зависимости, слабости и уязвимости в себе и в других. Человек то и дело, захватывается ей и становится высокомерно унижающим, обесценивающим по отношению к тем, в ком он встречает уязвимость и зависимость. При диалоге с этой частью, она может только и говорить «я просто не выношу слабость и зависимость от других. Ничего не может быть отвратительнее. Так и хочется унизить/прибить/оттолкнуть». Тут важно попытаться понять, какой мотив, зачем отвергать что-либо так рьяно? Обычно потому что когда оно не отвергалось, оно привело к травме, к боли, к унижению, стыду и т.д. Можно сказать ей:
– Зависеть от кого-то, кто не заботится о нас должным образом - очень больно и одиноко.
– Не знаю. Это просто мерзкое и жалкое зрелище, лучше ни от кого не зависеть. (защиты от признания своей чувствительности).
– Если другой не отвечает любовью, то это и правда сложно вынести.
– Я все могу вынести (отрицание невыносимых чувств), я просто не понимаю, зачем зависеть от других, когда можно полагаться только на себя. Надо быть сильным и все.
– Лучше всегда быть одиноким одному, чем одиноким с кем-то, так хотя бы не больно.
– Да!
Таким образом может пройти первый разговор с этой частью. Кажется вы никуда не продвинулись и часть осталась при своем мнении. Но сдвиг на самом деле большой – вы с ней поговорили, выслушали, пытались описать ее состояния и мотивы так долго пока она не скажет «да», согласится с вами. Для первых разговоров это совершенно достаточно. У нее уже появился кто-то, описывающий ее опыт, слушающий ее и не пытающийся ее изменить или уничтожить. Через несколько таких диалогов вы почувствуете, что можете чуть более эмоционально настаивать на том, насколько невыносимо было быть зависимым и при этом униженным или отвергнутым другим (или еще как-то). Нужно искать те слова и чувства, которые прозвучат аутентично для этой части или дать возможность этой части найти свои слова. Это нужно, чтобы она соединилась со своим исходным переживанием, опытом, потребностью. Чаще всего эта часть(ребенок) на этой стадии в воображении расплачется, горько и сильно. Тут важно не уводить ее от переживания, посидеть с ней рядом или обнять, продолжать описывать «да, это было ужасно».
Через какое-то время (могут уйти недели и дольше), можно будет обозначить и свою точку зрения. Например:
– Мне кажется все же, бывает по-разному, и иногда когда мы зависимы, другой поступает бережно с нами и ценит нашу уязвимость как чудесный дар.
– Глупости. Когда такое было? В сказках?
– Мне кажется так было, когда ____ сказал/а это и сделал/а вот это.
– Ну не знаю.
– Вспомни, было очень приятно и тепло.
– Наверное..
– Мне бы хотелось, чтобы ты давал нам больше шансов на попытки установления близости, где можно быть уязвимым и расслабленным, где другой тоже может быть таким с нами. Мне кажется можно уважать других за то, что они пытаются нам доверять и можно уважать себя, за то, что мы, несмотря на риски, пытаемся быть по-настоящему открытыми.