Разбор двух сцен из фильма "История Насилия"

Мои и твои чудовища

Много в последнее время проживаю, раздумываю, работаю с клиентами и пишу на темы обращения с собственными и чужими тенями, травмами, монстрами, про то, что такое слияние, имитация близости и что такое выход из слияния и любовь, а также где во всем этом место агрессии. И тут в голову пришел фильм, как иллюстрация, и он один из моих любимейших фильмов.
Много в последнее время проживаю, раздумываю, работаю с клиентами и пишу на темы обращения с собственными и чужими тенями, травмами, монстрами, про то, что такое слияние, имитация близости и что такое выход из слияния и любовь, а также где во всем этом место агрессии. И тут в голову пришел фильм, как иллюстрация, и он один из моих любимейших фильмов.
Это "История Насилия" Кроненберга. Там главный герой успешно расщепил себя надвое, "убил себя плохого" и претворялся кем-то "хорошим" очень долгое время, создал целую семью из этого нового, лишенного тени персонажа.
Я его только что пересмотрела. А впервые увидела в год выхода - в 2005г. Я тогда ничего еще не знала, нигде не училась, не прочла уйму книг, не ходила еще в собственную терапию, не принимала клиентов.
Но я помню, под каким глубочайшим я была впечатлением и с каким точным ощущением "нутром", что это невероятно оздоравливающий фильм. От самого начала, через каждую выверенную сцену, до самого последнего кадра. У этого режиссера вообще хорошо получается передать изнанку подлинной близости с собой и другим - из чего она состоит и чего она стОит.

В этом фильме есть в самом начале две замечательные сцены, которые практически полностью описывают все дальнейшее и весь смысл. Первая сцена про обращение с собственной тенью/монстрами/травмами. Вторая про обращение с тенью близкого человека, его монстрами и травмами.

В первой, маленькая дочка главного героя просыпается крича от ночного кошмара и все члены семьи один за другим приходят ее утешать, выдавая свои реакции.
Первым приходит главный герой. На ее жалобу "там были чудовища", он обнимает ее и мягко говорит:
- Нет, что ты, солнышко, чудовищ не бывает.
Затем приходит старший брат, старшеклассник, он реагирует так:
- Что случилось? Чудовища, правда? Какие чудовища?
- Не знаю, они из шкафа выползли, потом прятались в тени.
- М! Теневые чудовища!, — с видом знатока продолжает брат, — они довольно страшные, но ничего тебе не сделают. Особенно когда горит свет. Они боятся света.
Тут заходит мама и тоже спрашивает, что случилось. Главный герой снова повторяет:
- Саре приснился сон про чудовищ, я сказал ей, что они не существуют.
Дочка игнорирует папу и обращается к маме:
- Мам, можно я не буду выключать свет?
- По моему это прекрасная идея, детка, – отвечает она.

Так мы видим, как главный герой хочет убедить и свою дочь и себя в том, что ничего такого ужасного просто не существует. Это его способ, он верит, что именно так стоит поступать со всем, чего ты боишься и считаешь ужасным. В то время как его сын и жена не пытаются аннулировать страхи девочки. Ее брат сообщает ей, что не только она встречалась с подобным, что у того, что она боится есть имя и что то, чего она боится не такое уж всесильное, оно исчезает на свету (сознания). Взрослый брат таким образом передает младшей сестре здоровый способ перерабатывать ужасное. Сын главного героя и его жена делают для его дочери то, на что он пока не способен, при всей его любви.
Вторая сцена, также в самом начале, уже происходит на работе главного героя, в кафе, в диалоге между ним и еще двумя мужчинами.

- У тебя когда-нибудь были крейзанутые подружки? Мы тут обсуждаем женщин, с которыми были, – говорит один из них. – Вот он встречался с девчонкой, которая его колотила посреди ночи.
- Как это? – спрашивает герой.
- Да, ей часто снилось, что я не ее парень, а какой-то маньяк убийца. Как-то раз я проснулся, а у меня из плеча вилка торчит. Я истекаю кровью, а она сидит рядом и плачет "я люблю тебя, я люблю тебя!".
- И что было дальше? Вы с ней расстались? – спрашивает главный герой
- Нет, мы поженились! Мы женаты уже 6 лет.

Здесь прекрасно иллюстрируется, как, во-первых, у этой женщины было два объекта - ее нынешний парень и убийца. И что они перемешиваются. Тот, кто нас любит может путать нас с убийцей - накидывать свои страхи, свою травму, свой первый "плохой объект" на нас, то есть совершать перенос. Так мы и сталкиваемся с травмами партнера, с его чудовищами. Во-вторых, иллюстрируется то, как главный герой предполагает надо поступать в таком случае - расставаться. Он не верит, что его жена может его принять целиком, он не верит, что можно себя принять. Только все дальнейшие события заставляют его и его семью пройти через этот непростой путь.

Ему, как и во всех случаях в учебниках, что я прочла после, как и во всем, с чем я сталкивалась в работе, в личной жизни и в себе, кажется что ТЬМА РАЗРУШИТ СВЕТ ПОЛНОСТЬЮ, ЕСЛИ ЕЕ ВЫПУСТИТЬ И ПОПЫТАТЬСЯ ИНТЕГРИРОВАТЬ. Поэтому удерживается расщепление (с помощью огромного количества энергии) и возникают все эти персоны и псевдо-люди и псевдо-отношения и псевдо-благость и зависимости, и расставания, и психосоматика и т.д.

О том, как все же пытаться со своими монстрами работать так, чтобы не пришлось партнера протыкать вилкой во сне, я и попытаюсь рассказать в ближайшее время.
Это "История Насилия" Кроненберга. Там главный герой успешно расщепил себя надвое, "убил себя плохого" и претворялся кем-то "хорошим" очень долгое время, создал целую семью из этого нового, лишенного тени персонажа.
Я его только что пересмотрела. А впервые увидела в год выхода - в 2005г. Я тогда ничего еще не знала, нигде не училась, не прочла уйму книг, не ходила еще в собственную терапию, не принимала клиентов.
Но я помню, под каким глубочайшим я была впечатлением и с каким точным ощущением "нутром", что это невероятно оздоравливающий фильм. От самого начала, через каждую выверенную сцену, до самого последнего кадра. У этого режиссера вообще хорошо получается передать изнанку подлинной близости с собой и другим - из чего она состоит и чего она стОит.

В этом фильме есть в самом начале две замечательные сцены, которые практически полностью описывают все дальнейшее и весь смысл. Первая сцена про обращение с собственной тенью/монстрами/травмами. Вторая про обращение с тенью близкого человека, его монстрами и травмами.

В первой, маленькая дочка главного героя просыпается крича от ночного кошмара и все члены семьи один за другим приходят ее утешать, выдавая свои реакции.
Первым приходит главный герой. На ее жалобу "там были чудовища", он обнимает ее и мягко говорит:
- Нет, что ты, солнышко, чудовищ не бывает.
Затем приходит старший брат, старшеклассник, он реагирует так:
- Что случилось? Чудовища, правда? Какие чудовища?
- Не знаю, они из шкафа выползли, потом прятались в тени.
- М! Теневые чудовища!, — с видом знатока продолжает брат, — они довольно страшные, но ничего тебе не сделают. Особенно когда горит свет. Они боятся света.
Тут заходит мама и тоже спрашивает, что случилось. Главный герой снова повторяет:
- Саре приснился сон про чудовищ, я сказал ей, что они не существуют.
Дочка игнорирует папу и обращается к маме:
- Мам, можно я не буду выключать свет?
- По моему это прекрасная идея, детка, – отвечает она.

Так мы видим, как главный герой хочет убедить и свою дочь и себя в том, что ничего такого ужасного просто не существует. Это его способ, он верит, что именно так стоит поступать со всем, чего ты боишься и считаешь ужасным. В то время как его сын и жена не пытаются аннулировать страхи девочки. Ее брат сообщает ей, что не только она встречалась с подобным, что у того, что она боится есть имя и что то, чего она боится не такое уж всесильное, оно исчезает на свету (сознания). Взрослый брат таким образом передает младшей сестре здоровый способ перерабатывать ужасное. Сын главного героя и его жена делают для его дочери то, на что он пока не способен, при всей его любви.
Вторая сцена, также в самом начале, уже происходит на работе главного героя, в кафе, в диалоге между ним и еще двумя мужчинами.

- У тебя когда-нибудь были крейзанутые подружки? Мы тут обсуждаем женщин, с которыми были, – говорит один из них. – Вот он встречался с девчонкой, которая его колотила посреди ночи.
- Как это? – спрашивает герой.
- Да, ей часто снилось, что я не ее парень, а какой-то маньяк убийца. Как-то раз я проснулся, а у меня из плеча вилка торчит. Я истекаю кровью, а она сидит рядом и плачет "я люблю тебя, я люблю тебя!".
- И что было дальше? Вы с ней расстались? – спрашивает главный герой
- Нет, мы поженились! Мы женаты уже 6 лет.

Здесь прекрасно иллюстрируется, как, во-первых, у этой женщины было два объекта - ее нынешний парень и убийца. И что они перемешиваются. Тот, кто нас любит может путать нас с убийцей - накидывать свои страхи, свою травму, свой первый "плохой объект" на нас, то есть совершать перенос. Так мы и сталкиваемся с травмами партнера, с его чудовищами. Во-вторых, иллюстрируется то, как главный герой предполагает надо поступать в таком случае - расставаться. Он не верит, что его жена может его принять целиком, он не верит, что можно себя принять. Только все дальнейшие события заставляют его и его семью пройти через этот непростой путь.

Ему, как и во всех случаях в учебниках, что я прочла после, как и во всем, с чем я сталкивалась в работе, в личной жизни и в себе, кажется что ТЬМА РАЗРУШИТ СВЕТ ПОЛНОСТЬЮ, ЕСЛИ ЕЕ ВЫПУСТИТЬ И ПОПЫТАТЬСЯ ИНТЕГРИРОВАТЬ. Поэтому удерживается расщепление (с помощью огромного количества энергии) и возникают все эти персоны и псевдо-люди и псевдо-отношения и псевдо-благость и зависимости, и расставания, и психосоматика и т.д.

О том, как все же пытаться со своими монстрами работать так, чтобы не пришлось партнера протыкать вилкой во сне, я и попытаюсь рассказать в ближайшее время.
Автор Нора Жанэ