Поэтому утверждение Рассела о том, что «травма - это нарушение способности чувствовать», показалось мне хорошим суммированием нового аффективно-центрированного исследования ранней травмы и её лечения. Это также соотносилось с подходом некоторых из лучших психотерапевтов, которых я знал и у которых учился на протяжении многих лет. Особенно выделяются двое - доктор Мэнни Хаммер из Нью-Йорка, чья книга «Достижение аффекта» («Reaching the Affect». 1990) была важна для меня в моем обучении. Он указал, что наша главная задача состоит в том, как протянуть руку и коснуться пациента словами, а не буквально или конкретно. И для этого, по его словам, нам нужны оживляющие слова поэзии и великой литературы, а не высохший язык теории и интерпретации. Он сказал, что мы должны использовать все, что необходимо, – метафоры, поэзию, психодраму, сны, музыку, движение, сендплей, – чтобы помочь восстановить связь между аффектами в теле и образами в разуме, которые были разделены в ранней жизни пациента. Цитируя Фриду Фромм-Райхман, доктор Хаммер обычно говорил: «Пациент нуждается в опыте, а не в объяснении!» (Хаммер 1990, стр. 19).
Вторым наставником был доктор Эльвин Семрад, который однажды прямо сказал на семинаре: «Дамы и господа, мы работники сферы чувств!». Мы должны, по его словам, «пройти прямо сквозь защиту и следовать за тем, что пациент чувствует и не может чувствовать сам по себе» (Rako and Mazer, 1980, с.103). Мы должны «помочь ему осознать то, что он не может вынести сам, и оставаться с ним, пока он не сможет это выдержать» (там же, с. 105). «И если мы не можем дождаться, пока он почувствует это в своем собственном теле, значит, мы выбрали не ту сферу деятельности» (там же, с. 107).
Семрад и другие напоминают нам, что сильные эмоции, которые неизбежно сопровождают травму – когда они остаются необработанными – кодируются в мускулатуре тела, позе и различных психосоматических состояниях, где они остаются жить в виде конкретных физических симптомов и состояний напряжения, в то время как их более глубокие символические и чувственные значения остаются «имплицитными» и невидимыми – похороненными в том, что мы бы назвали «соматическим бессознательным». Для достижения аффекта, лежащего в основе этих конкретных телесных проявлений, терапевт должен, работая со своим пациентом, иметь возможность плавно перемещаться вперед и назад между соматическим и психологическим полюсами опыта.
Я имею в виду терапию, сфокусированную на происходящем переживании (experientially focused therapy) – и это не то, чему большинство из нас, юнгианских аналитиков, обучались. Признаюсь, считая ощущения моей подчиненной функцией, я все еще изо всех сил пытаюсь научиться включать тело в свою работу. Но современные исследования травмы показывают, что тело – это такая же «королевская дорога» к бессознательным эмоциям, как и сны. Я обнаружил, что простое обращение к пациенту с просьбой обратить внимание на бессознательный жест или позу, или вопрос, где в теле ощущается какое-либо чувство, или выполнение пациентом простого упражнения по прогрессивной релаксации (сканирование тела), открывает большие возможности в доступе к бессознательным эмоциям и помощи в исцелении травмированной способности чувствовать.